Статьи
«Они были заперты в комнате без еды и воды и не знали, как и когда смогут выйти на свободу». Звучит довольно устрашающе, не правда ли? Особенно когда мы представляем, как злобный босс издевается над сотрудниками, или террористы захватили заложников. Но что, если это описание ситуации популярного сегодня квеста в жанре «Побег из комнаты»? Тогда всё обретает совершенно иной смысл. Ради развлечения и острых ощущений люди не только добровольно соглашаются быть запертыми, но ещё и платят за это.
В Древней Греции искусство танца находилось под покровительством музы Терпсихоры. И само имя музы несло в себе отпечаток ритма и гармонии:
«Терпсихора и танец не были выдуманы древними греками ради развлечения и времяпрепровождения. Муза и танец — это результат вдумчивого созерцания Природы, где всё движется в ритме, согласно неписаным законам» (Делия Стейнберг Гусман).
Мы вместе отдыхали: компания случайно неслучайно встретившихся людей. Самая молодая из нас начала жаловаться на родственников мужа. Ей с ними плохо, они ее постоянно пытаются «уколоть», критикуют то, как она живет, как кормит дочь и мужа и так далее. «Токсичные», как часто можно услышать от молодых людей про такие отношения или про кого-то.
В нашей дружной компании была психолог, они сейчас, кажется, есть в любой компании. Она посоветовала «сепарироваться» от неприятных людей и убирать их из своей жизни. Потому что общение с ними вредно для психики. А мужу объяснить, в чем неправы его родственники, и что он должен заботиться о жене и молодой маме и поддерживать ее. Оказывается, это такой подход современный — устранять из своей жизни неприятных, «токсичных» людей и отношения с ними. Ради собственного психологического комфорта.
Мы постоянно сталкиваемся с выбором: как действовать, что говорить, куда направлять свои усилия. Именно ценности становятся внутренним компасом, который помогает нам не сбиться с пути. Так зачем они нам на самом деле? Почему без них человеку трудно жить полноценной жизнью?
Говорили про одиночество — и представилось… Сначала — «грустное» одиночество, когда была одна и было так тоскливо. А вслед за этим — когда тоже была одна и было хорошо наедине с собой: когда делала философские упражнения, читала, что-то писала в своем дневнике или долго сидела и смотрела на воду…
Разные такие одиночества, даже представила их: Пустое и Полное.
В полном много чего-то важного. А в пустом — только я, снова я и мои «грустности».
Не нам, Господи, не нам, но во славу Имени твоего.
Погрузившись в ностальгическую грезу, давайте перенесемся в прошлое, чтобы проснуться на священной земле Иерусалима и с восторгом созерцать, как свет солнца оживляет христианские церкви, арабские мечети и еврейские синагоги — свидетельства истинно Единого Неба.
Король Балдуин II восседает на троне, снисходительно взирая на рыцаря, который лязгая доспехами, под звуки труб преклоняет перед ним колено, заставляя скрежетать каменные плиты. Это весеннее утро благодатного 1118 года, а рыцаря, склонившего голову, зовут Гуго де Пейн. За ним отливают сталью глаза Годфруа де Сен-Омера, а в нескольких шагах позади еще семь рыцарей, чьи имена написаны на лезвиях их мечей: Годофредо Бисуа, Годофредо Роваль, Пайен де Мондидье, Аршамбо де Сент-Аман, Андре де Монбар, Фульк д'Анже и Гуго I, граф Шампанский [1].
Традиция гласит, что однажды ночью Александру Македонскому во сне явился Гомер, читающий стихи из своей «Илиады», в которых Менелай ищет убежища на острове Фарос. Согласно Плутарху, проснувшись, Александр тут же вскочил и направился к Фаросу, который в то время был островом неподалеку от напоминающего горлышко канопы* выхода из устья Нила. С первого взгляда Александр осознал естественные преимущества этого места. Полоса земли – перешеек, соразмерный по ширине и длине. С одной стороны находится большое озеро, с другой – море, образующее просторную гавань. Увидев это, Александр заявил, что «Гомер, среди множества других замечательных качеств, был также великим архитектором». Затем Александр приступил к планированию города, который лучше всего отвечал бы особенностям этого места.
Во второй книге «Государства» Платона Сократ представляет, как типичное общество могло развиваться от простого к сложно организованному. Он считает, что вначале каждый мог делать все сам, например, строить дома, шить одежду и обеспечивать себя едой.
Но вскоре, по его словам, люди поймут, что гораздо эффективнее, если какая-то группа людей будет специализироваться на определенной профессии. Таким образом, появятся строители домов, портные и фермеры, владеющие особыми навыками, которыми можно будет обмениваться с другими людьми, получая взамен товары, услуги или деньги.
Люблю картины Николая Константиновича Рериха. И каждый раз, узнавая что-то из его биографии, еще больше уважаю. Недавно прочитала, что когда началась Великая Отечественная война, он стал писать картины о русских богатырях, об исторически важных событиях на Руси. «Александр Невский» (1942 г.), «Поход Игоря» (1942 г., посвящена «Слову о полку Игореве»). И с первых дней войны он не сомневался и верил в победу русского народа, уже в 1942 году написав картину «Победа».
Н.К. Рерих. «Победа». 1942 год
Снова наступает декабрь, месяц насыщенный переживаниями, ведь он неизбежно переносит нас из конца одного года в начало другого. Декабрь – это своего рода поворотный момент в жизни, временная цель, когда отбрасывается все старое, чтобы через несколько дней встретить новое, иногда с надеждой, иногда с тяжелым ощущением, что, несмотря на изменение даты, все останется по-прежнему…
Человек всегда желает знать, что с ним будет через время, – так появляются планы, проекты и цели. В детстве мы живем по планам наших родителей и близких, они строят их и для себя, и для нас. Позже мы попадаем в круг друзей, чьи планы мы разделяем. А когда в наше сердце приходит любовь, совместные планы занимают практически все наше время.
Это одно из качеств, присущих человеку: способность мечтать и стремление осуществить мечты, которые, если не сбываются, превращаются в утопии. Утопия принадлежит будущему.
Правило Парето гласит: 20 процентов усилий приносят 80 процентов результата, оставшиеся 80 процентов усилий — 20 процентов результата. Например, в среднем 80 процентов посетителей кофейни заказывают 20 процентов ассортимента, 80 процентов времени мы носим 20 процентов своего гардероба. Когда убираешься в квартире, 20 процентов времени уходит на то, чтобы стало ощутимо чище, а 80 процентов — на внимание к деталям. Зачем тогда вообще делать какое-либо дело на 100 процентов? Зачем тратить 80 процентов усилий на детали? Разве не эффективнее остановиться после прорывных 20 процентов усилий?
Более 10 лет мы ходим в хоспис. С «тележкой радости», росписью, подарками. И иногда дарим маленькое гипсовое сердце, сделанное своими руками, чтобы «положить» в него какие-то счастливые воспоминания, добрые дела.
А еще мы много разговариваем. Разговоры всегда разные: простые и глубокие, радостные и грустные.
Но никогда о том, что всем нам предстоит.
До этого дня.
«Когда мы способны познать самих себя, мы редко ошибаемся в своей судьбе» (Жозеф Жубер)
«Определенным явлениям предшествуют определенные признаки» (Цицерон)
1986 год. Двадцатый век неумолимо приближается к своей кульминации, а вместе с ним и вечные вопросы человека... для чего жизнь?, зачем смерть?, почему боль?
Сегодня мы беседуем с Марией Аркадьевной Окуловой, заместителем директора по экологическому просвещению и международному сотрудничеству Национального парка «Земля леопарда» (Приморский край).
– Юля. Как «Земля леопарда» пришла в Вашу жизнь, учитывая, что Вы закончили ВГУЭС по специальности религиоведение?
Сегодня мы беседуем с Екатериной Кирилловой и Анной Колесовой, директором и учредителем фонда помощи бездомным животным «Умка» (Владивосток).
Фонд «Умка» официально зарегистрирован в 2014 г., но помогать, спасать, лечить и пристраивать бездомных животных сотрудники фонда начали более 13 лет назад. Во Владивостоке нет официальных приютов и фонд «Умка» — тоже не приют. Это полностью некоммерческая организация, здесь никто не получает зарплат. Вся деятельность фонда осуществляется благодаря помощи неравнодушных людей, волонтеров и самих участников фонда.
Лед — замерзшая вода — наглядно передает нам идею холода и одиночества.
Вода, как переходный элемент между циклами, способна принимать любую форму и связана с идеей плодородия. Символически лед, с одной стороны, — это видоизменение воды холодом («оледенение»), а с другой, — «окаменение», утверждение ее свойств.
Лед — одна из самых враждебных человеку природных форм. Это понятие используют, когда хотят подчеркнуть необъятность и силу Природы по сравнению с малостью и слабостью человека.
Хотя в наше время философия считается в основном интеллектуальным занятием, тем не менее она сильно повлияла на изменение облика нашего мира. Философия Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) во многом определила современное научное мировоззрение и привела к бурному росту технологий. Другим философом, Огюстом Контом (1798–1857), были заложены основы теории линейного прогресса в истории – теории, которая утвердилась в западном мировоззрении с XIX века и сохраняет свое значение поныне. А главной темой философии Томаса Гоббса (1588–1679) и Дэвида Юма (1711–1776) стала идея об отсутствии свободной воли у человека, который целиком и полностью зависит от своих желаний и страстей, и эта идея все еще жива и продолжает действовать в мире. Однако современную философию не рассматривают как метод, помогающий человеку меняться. Другими словами, она не в состоянии оградить нас от пагубных страстей и превратить в безмятежных мудрецов, пребывающих в неизменной гармонии с миром и с самими собой. Однако во времена Античной Греции и Древнего Рима именно это и было целью философии: не только изменить взгляд человека на мир, но и добиться, по выражению Пьера Адо [1], метаморфозы личности человека. А поскольку такое изменение есть непростая задача, во всех философских школах Древней Греции и Рима существовали, как называет их Пьер Адо, «духовные упражнения», помогавшие достичь этой цели.
Недавно в одной подаренной мне книге я прочитал, что, по мнению пифагорейцев, чтобы человек вновь стал подобен «образу Божьему» необходима, среди прочего, эпоптейя (мистическое видение истины).
Созерцать Бога означало созерцать его Идеи, потому что именно такую Форму принимает Вселенский Разум, а слово, которым египтяне обозначали «звезду», фонетически связано со словом, означающим «учение».
В воображении я тотчас же обратился к звездному небу, усыпанному учениями, которые светят в темноте и указывают путь — а, может быть, и судьбу — людям.
Иногда вдруг чувствую себя по-настоящему счастливой без каких-то внешних событий. Все чаще – благодаря простым и маленьким открытиям. Удивляюсь, и от этого так хорошо внутри.
Так, в танцевальном классе, где занимаюсь, можно услышать казалось бы обычные «танцевальные» наставления. Но столько в них открываю для себя!
Когда мы делали adagio (медленное поднятие ног), и было нелегко, наш преподаватель сказал нам фразу, которую я вспоминала потом часто. «Никому не нужны ваши страдания, незачем видеть как вам нелегко и какие усилия делаете. Зрителю нужны только легкость и красота».
Почему-то вспомнились моменты из жизни, когда так хотелось продемонстрировать свое «нелегко», но становилось только хуже. А может, в нашей жизни как в зрительном зале – тем, кого встречаешь по жизни, важнее видеть твою «легкость и красоту» и совсем не важно, что за этим стоит.
Эдгар Дега. Танцовщица в зеленом
«Господи, дай мне спокойствие принять то, что я не могу изменить;
дай мне мужество изменить то, что я могу изменить;
и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».
Эта молитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера (18 век) может послужить ключом к пониманию и принятию ситуации, в которую мы все сейчас вовлечены. И… к укреплению иммунитета.