Статьи
Наша цивилизация смотрит свысока на всё то, что осталось в прошлом. С высоты технического прогресса. Прогресс, безусловно, поразил бы воображение древних и не столь древних культур: полеты в космос и погружение в глубины, мобильная связь, интернет, искусственный интеллект, генная инженерия… Сколько всего присутствует в нашей жизни как естественные и уже незаменимые вещи!
Смею предположить, не обижая читателя, что немногие хорошо представляют, как это все работает, но ведь у нас и вопроса не возникает. А уж вопросы типа «почему закат красный», «почему появляется туман» или «встает ли Солнце всегда в одной точке» нас уже совсем не беспокоят. Даже если вдруг такой вопрос возник, что мы делаем? — Гугл или Яндекс ответят на все наши вопросы. Но, найдя ответ таким способом, мы тут же его забываем. Почему так?
Нет, речь пойдет не об отравляющих веществах в привычном смысле слова. Отравляющие вещества, как правило, хорошо известны, и мы осторожны в обращении с ними. Мышьяк, ботулоксин, цианид, яд рыбы фугу, беладонна — эти названия на слуху. И никому в голову не придет купить или использовать что-то, с ними связанное. Но, оказывается, есть яды куда более опасные, но при этом невидимые и от того гораздо более страшные.
Речь о так называемых «ментальных ядах», или омрачениях. В буддизме омрачения понимаются как своего рода паразиты, внедряющиеся в изначально светлый и чистый ум и мешающие ему объективно отражать реальность. Они в прямом смысле слова «омрачают», затемняют наш ум, подменяя реальность иллюзией. Их воздействие действительно ужасно, потому что они лишают нас самых главных ценностей: свободы и счастья.
Излучина Нижнего Дона. В ее центре, в окружении холмов, — огромный круг в земле. Стартовая площадка инопланетян? Место силы? Пуп земли? К счастью, это место давно изучено археологами и даже осмыслено.
Большой курган диаметром примерно в 200 м на берегу Дона давно привлекал внимание и местных жителей, и ученых, и многочисленных чудаков. В конце XIX в. некий Петр Авдеев решился поискать в кургане золото, но, перелопатив огромное количество земли, смог вывезти оттуда лишь несколько возов древесного угля. В 20-е гг. прошлого столетия тайну попыталась раскрыть серьезная археологическая экспедиция. Однако ученым пришлось уехать раньше времени из-за откровенно враждебного отношения к ним местного населения, считавшего раскопки «святого места» продолжением богоборческой политики советской власти.
Что самое красивое вы видели за последний год? Человек? Природа? Фильм? Картина? Что-то еще? Наверное, вариантов будет много, и они будут разными. Но вряд ли в списке окажется... математическая формула!
Сейчас мы это исправим. Ведь речь пойдет не какой-то там формуле, а о тождестве Эйлера.
Волейбол можно смотреть и получать удовольствие. В волейбол можно играть и получать удовольствие. А можно получать и удовольствие, и пользу. Нужен только философский взгляд.
Меняемся ролями?
В волейболе команду на площадке представляют шесть игроков, у каждого из них своя роль (закон) и зона, за которую он отвечает. И в каждой команде, конечно, есть более сильные игроки (с хорошей техникой, кто давно играет) и чуть более слабые (новички).
В 2022 году исполнилось 125 лет со дня рождения Александра Леонидовича Чижевского, ученого-биофизика, основоположника гелиобиологии, философа, поэта, художника, музыканта.
Наверное, всем известна фраза Сократа, которую, как считается, он произнес, попытавшись понять, почему оракул Аполлона провозгласил его мудрейшим средь людей: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Спорная мысль, не правда ли? Ведь для нас знание и мудрость довольно тесно связаны… Да и не лукавил ли сей древний мудрец, не слишком ли обобщал для красного словца? Ведь знал же он свое имя, имена жены и детей, да и многое другое, с чем неизбежно связана наша жизнь. Получается, говорить, что ничего не знаешь — значит слишком уж преувеличивать. Возможно, с позиции самого Сократа в этих словах нет никакого парадокса.
Обратив взгляд вглубь времён, внимательный исследователь увидит величественные колонны, поддерживающие здание Истории. Это люди, чьи дела и судьбы стали славой и гордостью человечества. Неважно, разделяют нас десятилетия, столетия или даже тысячелетия, нам важно обращаться к великим личностям прошлого, ведь они — пример и для нас и для будущих поколений.
Размывание моральных ценностей — этого нельзя отрицать — одна из печальных черт современности. Поэтому наше время иногда называют Новым Средневековьем[1].
Его обожают все. Простые зрители и маститые режиссеры, музыканты-профессионалы и строгие критики. Его музыка к фильмам живет своей жизнью, порой, дольше самих кино-шедевров. А их, на минуточку, более двухсот. В чем же секрет всеобщей любви?
Эдуард Артемьев пишет музыку самобытную, ни на кого не похожую, с особой лирической, проникновенной интонацией. Эти мелодии мгновенно запоминаются и никогда не надоедают. Они становятся музыкальными символами наших переживаний и состояний, настолько точно и просто выражают чувства миллионов слушателей. Ну как может надоесть главная тема из «Соляриса», или соло трубы из фильма «Свой среди чужих…»? Всеобъемлющее чувство родства с миром и с каждым человеком присуще музыке Эдуарда Артемьева. Вот что говорит о нем Н. П. Кончаловская: «Он современен без даты, вне времени. Гармония Артемьева в удивительном проникновении. Демократичность. Молодые и старые, все могут это оценить и всех это заденет».
Странный вопрос? Возможно. Но давайте все же ответим. Традиционно считается, что время линейно и идет из прошлого в будущее через миг настоящего. Оно позволяет нам определять последовательность событий и продолжительность интервалов между ними. Оно позволяет нам ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели и достигать их. Его (времени) нам регулярно не хватает, и поэтому мы спешим. Так многое надо сделать, и так мало на это времени. Мы все время не успеваем!
Имена планет Солнечной системы сегодня помнят многие. Их последовательность — некоторые. Видели на небе невооруженным взглядом или в телескоп — немногие. А вот Меркурий не видел почти никто. Почему? Об этом стоит поговорить.
Но начнем мы не с Меркурия, а с Венеры — второй от Солнца планеты. Ее часто называют «утренней звездой», потому что ее можно увидеть на небе только утром или вечером. Утром до восхода Солнца, а вечером — сразу после заката. Вы не увидите Венеру в середине ночи. Она всегда рядом с Солнцем, всегда следует за ним или перед ним.
Вам, наверное, тоже приходилось это испытывать. Хочешь, бывает, сделать что-то хорошее и думаешь: а что это изменит? Мир большой, а я маленький. Капля в море... И желание проходит. Но оказывается, еще 34 года назад ученые доказали, что это не совсем так: иногда капля меняет море.
Много маленьких дел, не связанных между собой, постоянная усталость, потеря энтузиазма – наверняка многим знакомо. Как вдохнуть жизнь в то, что мы делаем?
Исследователи мифов, например К.Г. Юнг, считали, что в древних цивилизациях в воспитании человека большую роль играли мифы. В них содержался символически зашифрованный «учебник жизни», который рассказывал об этапах на пути человека, помогал вырабатывать убеждения и воплощать их в жизнь. Посмотрим, какие ключи для жизни могут дать нам мифы о богинях – покровительницах природы в Древней Греции.
Это случилось в конце мая. Я вела урок онлайн, и занятие уже подходило к концу, как вдруг я заметила какое-то странное собрание голубей на подоконнике (а подоконник у нас узкий, и туда никогда не садились птицы). Окно было приоткрыто, и один голубь как будто пытался войти внутрь комнаты. Я приоткрыла окно, и он впорхнул. Тут обнаружилось, что у голубя нет лапы и на этом месте рана. Всё это время голубиное сообщество, прильнув к окну, внимательно наблюдало за происходящим. Дальше чудесным образом все сложилось: пауза между уроками, такси, уже хорошо знакомая ветклиника и врач-орнитолог, работающий в этот день. Голубя быстро заштопали, сказали, что нужно пару недель на откорм и реабилитацию, затем снимаем швы и выпускаем: «Голуби прекрасно живут и с одной лапой». Когда я спешно возвращалась обратно, все голубиное братство встречало нас у входа (хотя они там никогда не сидят). По каким-то своим приметам они убедились, что все в порядке, и исчезли.
Что думал великий гений Леонардо да Винчи о познании мира, человека и природы? Уже понятно, насколько важен мотив этого стремления — Леонардо говорит о связи любви и знания. Любовь дает толчок к познанию, и чем глубже знаем, тем больше любим. Но как происходит сам процесс познания? Достаточно ли для этого книг, а сейчас еще и массы источников и материалов в интернете?
«Хорошо знаю, что некоторым гордецам, потому что я не начитан, покажется, будто они вправе порицать меня, ссылаясь на то, что я человек без книжного образования… Не знают они, что мои предметы более, чем из чужих слов, почерпнуты из опыта, который был наставником тех, кто хорошо писал; так и я беру его себе в наставники и во всех случаях на него буду ссылаться».
Джорджо Вазари писал: «Леонардо многое начинал, но ничего никогда не заканчивал…». И верно — тот, кого мы зовем великим мастером и гением, почти не оставил нам завершенных произведений. Несколько картин, огромное количество разрозненных записей с множеством идей, так и не воплощенных и не ставших книгами. А ведь он много раз собирался их написать.
Это первое, что удивило, когда я начал изучать Леонардо да Винчи — есть у нас такие привычки, не самые лучшие, — оценивать людей по «результатам» и идеализировать героев, не видя в них недостатков. А Леонардо не был идеальным, он был несовершенным, но совершенствующимся на протяжении всей своей жизни. Он экспериментировал и, случалось, видел гибель своих картин из-за ошибок в расчетах. Он хотел больше, чем мог, и советовал так жить молодым художникам.
Все начинается с любви…Твердят: «Вначале было слово…»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!..(Р. Рождественский)
Бог есть любовь…
Снова и снова напоминают об этом слова с подаренной открытки. И снова внутри возникают вопросы-размышления: Почему только любовь? А как же разум? Истина? Красота? Добро? Благо?
Сердце человека — это дар Бога.
Будь осторожен, не отнесись к нему небрежно.
Аменемопе
Кама Гинкас, размышляя о драматургии Чехова, вспоминает момент, до мурашек его поразивший. Когда в пьесе «Три сестры» на сцене запускают волчок, все внимание актеров и зрителей устремляется на вращающийся в тишине предмет. Режиссер говорит, что физически ощутил время, мгновение за мгновением, утекающее навсегда. Эту статью я пишу на скамейке в парке. Прямо сейчас мне на клавиатуру упал желтый лист — еще один символ неумолимо уходящего времени, образ которого так важен для Антона Павловича Чехова.
Не так давно я познакомилась с одной очень интересной японской традицией под названием Ханами. Это традиционный фестиваль, который не имеет других аналогов в мире.
Ханами означает «любование цветами», и это событие связано с цветением сакуры в Японии, когда вся страна погружается в невероятное море бело-розовых цветов и волшебных ароматов. Помимо непередаваемой красоты этот праздник, как оказалось, несёт в себе ещё и весьма глубокий философский смысл.
«Новый Акрополь» — это международная организация, которая предлагает идеал непреходящих ценностей. Этот идеал способствует эволюции каждого человека и человечества в целом и осуществляется благодаря деятельности в сфере философии, культуры и добровольчества. «Новый Акрополь» представлен в 60 странах мира на пяти континентах и имеет более 500 отделений.
Его деятельность в мире строится на трех основных идеалах:
- Идеал общечеловеческого братства, утверждающий уважение человеческого достоинства вне гендерных, культурных, религиозных и социальных различий.
- Идеал познания, пробуждающий любовь к мудрости посредством сравнительного изучения философии, религии, науки и искусства.
- Идеал развития, начинающегося с реализации лучших качеств и ценностей каждого человека как прочного фундамента для лучшего мира.
Президент «Нового Акрополя» Карлос Аделантадо расскажет о том, каким путем достигаются эти идеалы.
Лето — это маленькая жизнь. Эту фразу мы знаем очень хорошо. Я её тоже люблю, часто цитирую, но... как-то не проживаю так, как мне бы хотелось.
Но в этом году я поставила себе цель сделать так, чтобы лето, действительно, было настоящей «жизнью», а не бесконечным калейдоскопом сменяющих друг друга событий.
Признаюсь честно, достичь этой цели было довольно сложно, потому что летом (тем более, в отпуске) есть большой соблазн вновь пуститься в марафон «побольше посмотреть и по максимуму посетить».