Статьи
Человек всегда желает знать, что с ним будет через время, – так появляются планы, проекты и цели. В детстве мы живем по планам наших родителей и близких, они строят их и для себя, и для нас. Позже мы попадаем в круг друзей, чьи планы мы разделяем. А когда в наше сердце приходит любовь, совместные планы занимают практически все наше время.
Это одно из качеств, присущих человеку: способность мечтать и стремление осуществить мечты, которые, если не сбываются, превращаются в утопии. Утопия принадлежит будущему.
Правило Парето гласит: 20 процентов усилий приносят 80 процентов результата, оставшиеся 80 процентов усилий — 20 процентов результата. Например, в среднем 80 процентов посетителей кофейни заказывают 20 процентов ассортимента, 80 процентов времени мы носим 20 процентов своего гардероба. Когда убираешься в квартире, 20 процентов времени уходит на то, чтобы стало ощутимо чище, а 80 процентов — на внимание к деталям. Зачем тогда вообще делать какое-либо дело на 100 процентов? Зачем тратить 80 процентов усилий на детали? Разве не эффективнее остановиться после прорывных 20 процентов усилий?
Более 10 лет мы ходим в хоспис. С «тележкой радости», росписью, подарками. И иногда дарим маленькое гипсовое сердце, сделанное своими руками, чтобы «положить» в него какие-то счастливые воспоминания, добрые дела.
А еще мы много разговариваем. Разговоры всегда разные: простые и глубокие, радостные и грустные.
Но никогда о том, что всем нам предстоит.
До этого дня.
«Когда мы способны познать самих себя, мы редко ошибаемся в своей судьбе» (Жозеф Жубер)
«Определенным явлениям предшествуют определенные признаки» (Цицерон)
1986 год. Двадцатый век неумолимо приближается к своей кульминации, а вместе с ним и вечные вопросы человека... для чего жизнь?, зачем смерть?, почему боль?
Сегодня мы беседуем с Марией Аркадьевной Окуловой, заместителем директора по экологическому просвещению и международному сотрудничеству Национального парка «Земля леопарда» (Приморский край).
– Юля. Как «Земля леопарда» пришла в Вашу жизнь, учитывая, что Вы закончили ВГУЭС по специальности религиоведение?
Сегодня мы беседуем с Екатериной Кирилловой и Анной Колесовой, директором и учредителем фонда помощи бездомным животным «Умка» (Владивосток).
Фонд «Умка» официально зарегистрирован в 2014 г., но помогать, спасать, лечить и пристраивать бездомных животных сотрудники фонда начали более 13 лет назад. Во Владивостоке нет официальных приютов и фонд «Умка» — тоже не приют. Это полностью некоммерческая организация, здесь никто не получает зарплат. Вся деятельность фонда осуществляется благодаря помощи неравнодушных людей, волонтеров и самих участников фонда.
Лед — замерзшая вода — наглядно передает нам идею холода и одиночества.
Вода, как переходный элемент между циклами, способна принимать любую форму и связана с идеей плодородия. Символически лед, с одной стороны, — это видоизменение воды холодом («оледенение»), а с другой, — «окаменение», утверждение ее свойств.
Лед — одна из самых враждебных человеку природных форм. Это понятие используют, когда хотят подчеркнуть необъятность и силу Природы по сравнению с малостью и слабостью человека.
Хотя в наше время философия считается в основном интеллектуальным занятием, тем не менее она сильно повлияла на изменение облика нашего мира. Философия Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) во многом определила современное научное мировоззрение и привела к бурному росту технологий. Другим философом, Огюстом Контом (1798–1857), были заложены основы теории линейного прогресса в истории – теории, которая утвердилась в западном мировоззрении с XIX века и сохраняет свое значение поныне. А главной темой философии Томаса Гоббса (1588–1679) и Дэвида Юма (1711–1776) стала идея об отсутствии свободной воли у человека, который целиком и полностью зависит от своих желаний и страстей, и эта идея все еще жива и продолжает действовать в мире. Однако современную философию не рассматривают как метод, помогающий человеку меняться. Другими словами, она не в состоянии оградить нас от пагубных страстей и превратить в безмятежных мудрецов, пребывающих в неизменной гармонии с миром и с самими собой. Однако во времена Античной Греции и Древнего Рима именно это и было целью философии: не только изменить взгляд человека на мир, но и добиться, по выражению Пьера Адо [1], метаморфозы личности человека. А поскольку такое изменение есть непростая задача, во всех философских школах Древней Греции и Рима существовали, как называет их Пьер Адо, «духовные упражнения», помогавшие достичь этой цели.
Недавно в одной подаренной мне книге я прочитал, что, по мнению пифагорейцев, чтобы человек вновь стал подобен «образу Божьему» необходима, среди прочего, эпоптейя (мистическое видение истины).
Созерцать Бога означало созерцать его Идеи, потому что именно такую Форму принимает Вселенский Разум, а слово, которым египтяне обозначали «звезду», фонетически связано со словом, означающим «учение».
В воображении я тотчас же обратился к звездному небу, усыпанному учениями, которые светят в темноте и указывают путь — а, может быть, и судьбу — людям.
Иногда вдруг чувствую себя по-настоящему счастливой без каких-то внешних событий. Все чаще – благодаря простым и маленьким открытиям. Удивляюсь, и от этого так хорошо внутри.
Так, в танцевальном классе, где занимаюсь, можно услышать казалось бы обычные «танцевальные» наставления. Но столько в них открываю для себя!
Когда мы делали adagio (медленное поднятие ног), и было нелегко, наш преподаватель сказал нам фразу, которую я вспоминала потом часто. «Никому не нужны ваши страдания, незачем видеть как вам нелегко и какие усилия делаете. Зрителю нужны только легкость и красота».
Почему-то вспомнились моменты из жизни, когда так хотелось продемонстрировать свое «нелегко», но становилось только хуже. А может, в нашей жизни как в зрительном зале – тем, кого встречаешь по жизни, важнее видеть твою «легкость и красоту» и совсем не важно, что за этим стоит.
Эдгар Дега. Танцовщица в зеленом
«Господи, дай мне спокойствие принять то, что я не могу изменить;
дай мне мужество изменить то, что я могу изменить;
и дай мне мудрость, чтобы отличить одно от другого».
Эта молитва немецкого богослова Карла Фридриха Этингера (18 век) может послужить ключом к пониманию и принятию ситуации, в которую мы все сейчас вовлечены. И… к укреплению иммунитета.
Если случайно вынести этот вопрос на суд общественного мнения, можно увидеть самые разные взгляды на развитие общества, неважно про-футуристские или консервативные, при этом осязаемое, тягостное и «реальное» настоящее остается в стороне.
Это неизбежно.
Подобно римлянам и ацтекам инки, руководствуясь разумом, вбирали в свою культуру все лучшее, что существовало до них. Но инки привнесли в историю и нечто фундаментально новое: чувство организации. Как объясняет профессор Хорхе Анхель Ливрага в статье «Инки и их моральная философия»: «Инки привнесли великое новшество — они были не одним маленьким государством, они создали общность этнически разных народов».
У меня есть обыкновение читать перед сном. В тот вечер я выбрал сборник лекций профессора Хорхе А. Ливраги.
Почти полночь, темно, тихо…
Единственный источник света — маленькая лампа на прикроватном столике.
Я продолжаю работать, прежде чем позволить себе заснуть: чтение, философское размышление, покой в сердце… Всё идеально.
И тут, неожиданно, появилось оно: малюсенькое крылатое насекомое, мельтешащее и назойливое. Букашка совершенно не желала считаться с моим существованием.
Воображение – это способность создавать или лицезреть образы в нашем сознании. Воображение позволяет нам преодолевать границы физического мира и строить воздушные замки. Но воображение – это нечто большее, чем фантазия. Благодаря воображению мы можем воспринимать образы, являющие собой отражения идей, в виде символов как носителей этих идей.
Обычно Средневековье мы представляем как «тёмные времена», времена постоянных войн, смерти и рождения новых верований и религий, переселения народов, неустойчивости и рождения новых государств. Но таким уж «тёмным» было это время? Ведь в Средние века существовали фигуры, благодаря которым весь накопленный опыт человечества не был утерян и не только дошёл до наших дней, но стал трамплином для рождения эпохи Возрождения, эпохи титанов.
Боэций с монохордом
Чистота – не только гигиена
Чтобы понять, откуда возник вопрос, стоит ли наводить чистоту и порядок внутри себя, предлагаю вспомнить все укоренившиеся в языке словосочетания со словом «чистый». Конечно, первое, что придет на ум, это «чистые руки», «чистая вода», «чистый воздух», «чистое золото», но затем всплывут в памяти и «чистые мысли», «чистая совесть», «чистая душа» и «чистый человек». Интересно, что такие словосочетания присутствуют в самых разных, далеких друг от друга, языках, и, очевидно, что речь здесь идет не только о понятной нам гигиене.
Татьяна Белей — директор и соучредитель Научно-экологического Центра спасения дельфинов «Дельфа». Автор фильма-расследования «Рожденные Свободными» — об обратной стороне индустрии дельфинариев, инструктор по фридайвингу, специалист по взаимодействию с дикими дельфинами и китами в их естественной среде обитания. Центр «Дельфа» занимается реабилитацией и спасением дельфинов, которые выбросились на берег, попали в сети или пострадали от рук человека.
«Римляне завоевывали мир трижды: оружием, религией и правом».
Сложно не согласиться с этим высказыванием, вспоминая завоевания Рима и одну из мировых религий — христианство. А вот о третьем компоненте, незаметном на первый взгляд, но от этого не ставшем менее важным, предлагаем вспомнить.
Марк Ту́ллий Цицеро́н — римский политик, оратор, философ, учёный
Рядом с нами живут удивительные существа — пчелы. Неутомимые труженики, собирающие цветочный нектар и превращающие его в драгоценный мед. В пчелиной многотысячной семье каждая пчела работает по своей «профессии»; есть и рабочие пчелы, и «строители», и «воспитатели», и даже «военные». Но у пчел не бывает конфликтов и разногласий. Напротив, все заботятся обо всех, всё направлено на общую пользу, идеально продумано и совершенно. Человеку есть чему поучиться!
Словно во сне человек изловить человека не может,Сей убежать, а другой уловить напрягается тщетно, —Так и герои, ни сей не догонит, ни тот не уходит.Илиада
Почему Ахиллес не может догнать черепаху?
Помню, когда я училась в школе, в учебнике занимательной математики мне попалась задачка про быстроного Ахиллеса и медлительную черепаху. Задачка запомнилась своей абсурдностью.
«Мир символов живет в нас. Далеко не всегда бывает возможно выразить словами все то, что мы чувствуем и понимаем».Елена Сикирич
Поэзия, живопись, музыка, театр — все сферы искусства говорят на языке образов и символов. Да и мы сами, часто не отдавая в этом себе отчета, так говорим. Это язык нашего внутреннего мира, нашей души.
Небо — необъятное, бесконечное, вечное, могущественное. Оно распростерто надо всем, что происходит здесь, на земле, оно сохраняет свое постоянство и неизменность и как будто отстраненно взирает на нашу жизнь.