Образовательные проекты для школ

Музей древних культур в школе

Присоединяйтесь!

Музей древних культур в школе

Нужен ли школе музей? «Да, конечно, — скажете вы, — и во многих школах есть свои музеи: музеи истории школы, краеведческие музеи, связанные с особыми людьми и событиями города или района». И это здорово! Ведь детям важно знать не только историю своей семьи, но и города, страны. Это дает внутреннюю опору и ответственность за то, чтобы быть достойным тех, кто шел перед тобой, дает шанс легче найти и свое место в жизни.

 
Один из примеров реализации музея древних культур

А вот нужен ли в школе музей древних культур? Музей артефактов, которые археологи раскопали в песках далеких пустынь, нашли на пересохших болотах и дне моря, артефактов культур, говорящих на давно забытых языках? «О, это все очень интересно, — ответит кто-то, — но таким древностям место в больших серьезных музеях». Да, несомненно! Там их берегут под толстым стеклом при особом режиме температуры и влажности. И это правильно, пусть бесценные вещи проживут как можно дольше и хранят память для будущего человечества. А дети всем классом придут в этот музей на экскурсию, ведь никакой рассказ не заменит личную встречу с шедеврами.

Но все же вопрос о музее древних культур в школе остается открытым. Ведь «большой» музей далеко (иногда в другом городе), и поход в него состоится не часто. А детям интересно знать историю в лицах, деталях, предметах. Сложные фразы из учебника о «феодальной раздробленности» и «предпосылках появления мануфактур» дают мало пищи детскому воображению. Конечно, сегодня в распоряжении педагога большое количество качественного фото- и видеоматериала, но все же любой учитель подтвердит, что предмет, который ученик может увидеть и даже подержать в руках, запомнится ему сильнее самого красочного фото.

Решение есть

….Небольшой ящик с песком, обычные кисточки из щетины, и вот мы уже археологи. Не дыша, по миллиметру расчищаем «древности». Что это? Не то! Это просто обычный карандаш. А вот удача: из под песка показалась черная спинка египетского скарабея! Есть для юных археологов задачи и посложнее: целая головоломка — восстановить расколовшийся барельеф. Аккуратно, кусочек за кусочком возникает сюжет: могучий шумерский герой Гильгамеш в воинском облачении прижимает к груди побежденного льва словно маленького котенка…

Реплики – уменьшенные или увеличенные копии древних артефактов – это хорошие учебные пособия. Их можно и нужно брать в руки: чернильницу египетского писца, клинописную табличку вавилонского ученого с доказательством теоремы, монету древних Афин, фрагмент белокаменной резьбы древнерусского собора. Есть что-то необъяснимо притягательное в этих вещах. Они словно содержат послание, которое хочется разгадать. Они подобны связи между временами и эпохами. Реплики дают возможность наполнить учебный процесс яркими впечатлениями и помогают понять новую незнакомую культуру.

Ребенок гораздо лучше взрослых запоминает предметы и пространство, окружающее его. Из этих образов, как из кирпичиков, выстраивается его внутренний мир, и часть их останется воспоминаниями на всю жизнь. Каждый из нас найдет в своей памяти такие: ковер с оленями, висевший у бабули на стене, иллюстрации в любимой книжке, вырезанная из какого-то журнала «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, бережно хранимая мамой… Дети, словно губка, впитывают все, что их окружает, поэтому еще две с половиной тысячи лет назад древние греки поняли: окружающее пространство и вещи тоже могут воспитывать и образовывать. И учиться приходили в Мусейон — храм, посвященный Музам и наполненный лучшими произведениями искусства, собравший в своих хранилищах-библиотеках лучшие книги.

В старинной китайской прописи на первом свитке три иероглифа, три первых важных слова, которые учился писать ученик: Человек, Природа и Доброта. Кажется, это очень мудро: запечатлеть их рядом навсегда в душе маленького человечка. И мне немного жаль, что у меня на этом месте детских воспоминаний находится лишь знаменитое «мама мыла раму». Ребенок запомнит многое, порой неожиданное. Но чем больше вокруг него будет образов красивых, несущих смысл, дающих пищу для ума и души, тем больше пользы принесет ему его память.

Если стены школы будут наполнены копиями произведений искусства, вещами, которые будут «рассказывать» мифы и легенды, дети естественным образом впитают интерес к истории и культуре. История станет живой связующей нитью из прошлого в будущее.

Идею учебного музея как нельзя лучше воплотил наш соотечественник — Иван Владимирович Цветаев — в своем Музее искусств, собирая слепки лучших скульптурных и архитектурных памятников мира (нынче Государственный Музей Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). «Учащемуся юношеству и публике необходимы средства к изучению искусств, к облагораживанию их вкусов и развитию в них эстетических понятий», — говорил он.

Именно вдохновившись этой идеей Музея как средства Воспитания, протянувшейся от античного Мусейона через эпоху Возрождения до Цветаевского учебного музея, мастерские «Хнум» совместно с Культурным центром «Новый Акрополь» разработали и продвигают проект «Мусейон», одна из задач которого — создание в общеобразовательной школе музейного пространства.

Экспонаты музея древних культур (копии и реплики ключевых произведений искусства) – это скульптура, живопись, архитектура, подлинники которых находятся в ведущих музеях мира. Они являются как наглядными пособиями для школьных предметов «История древнего мира», «Мировая художественная культура», «История искусств», так и создают особое пространство, в котором очень любят находиться дети. На основе Музея возможно проведение тематических экскурсий, интерактивных программ, исследований и внутришкольных конференций.

Музей — пространство живое, его можно продолжать наполнять экспонатами, причем часть экспонатов может создаваться самими школьниками.

* Связаться по вопросам создания музея древних культур в вашей школе можно по тел.: +7-916-913-60-37 (Гульнара Бармина)




Поделиться