Философский киноклуб

«Токийская киноповесть. Часть 2»

8нояб., вс 2009
Москва, ул. Шипиловская, д. 7
Вход свободный

Ясудзиро Одзу. Встреча с Наумом Клейманом в «Новом Акрополе»

Продолжение разговора, посвященного японскому кинематографу и творчеству великого японского режиссера Ясудзиро Одзу.

Ясудзиро Одзу (англ. Yasujiro Ozu; 12 декабря 1903 — 12 декабря 1963) — японский кинорежиссер, классик мирового кинематографа.

Одзу долгое время считался настолько глубоко национальным режиссером, что ни один из его фильмов вплоть до смерти автора не был представлен ни на одном международном фестивале. Те, кого мы считали выразителями японского духа — Куросава, даже Мидзогути и Итикава, — на родине казались «экспортными» режиссерами, в определенной степени «адаптировавшими» национальную эстетику, культуру и мировоззрение к восприятию западного зрителя. Одзу числился режиссером эзотерическим, недоступным за пределами Японии.

В 1927 году он поставил свой первый фильм, который не вошел в «кинематограф Одзу», — самурайскую драму «Меч покаяния». Все, что он снимал дальше, можно расценивать как большой — длиною в целую жизнь — фильм на одном и том же материале. Коротко говоря, это кино о японской семье, о родителях и детях, о традициях и их медленном, но неотвратимом разрушении. И его съемочная группа, прежде всего оператор Юхару Ацута и актеры Тисю Рю и Сэцуко Хара, была по сути его семьей — Одзу умер холостяком.

После смерти, последовавшей в 1963 году (в день шестидесятилетия), Одзу понемногу становится известным за рубежом, прежде всего в профессиональных кругах, хотя мало кому удалось познакомиться с его творчеством в таком полном объеме, в каком он был представлен на московской ретроспективе, где показано тридцать три из сохранившихся тридцати шести картин. Теперь, пожалуй, ни один список фильмов-фаворитов, составляемых самыми авторитетными режиссерами мира, не обходится без Ясудзиро Одзу. Чаще других в них фигурирует «Токийская повесть».


Просмотр фильма «Поздняя весна» 

   


Поделиться